Детский сад № 16 «Крепыш» города Димитровграда
Отчёт МБДОУ №16 "Крепыш"о 3 этапе инновационной деятельностиОтчёт о проведении третьего этапа инновационной деятельности МБДОУ №16 «Крепыш» по теме: «Формирование у дошкольников культуры здоровья посредством современных здоровьесберегающих технологий»
Культуру здоровья мы видим как совокупность трёх компонентов: u осознанного отношения к здоровью и жизни человека; u знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; u валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения Наш детский сад работает по данной теме на протяжении 2 лет. В 2011-2012 году был разработан проект по формированию культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста «Здоровячок», который состоит из следующих разделов: u Формирование представлений детей об организме «Хочу всё знать» u Формирование культурно-гигиенических навыков «Чистюля» u Формирование положительного отношения к здоровой еде u Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и оздоровлению В основу деятельности коллектива по формированию начал культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста положены следующие принципы: 1. Это принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера. 2. систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы; 3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. 4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка. 5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса 6. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду. 7. Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности. Управление здоровьеориентированной деятельностью в детском саду выстраивается на принципах: личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется нами в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое мы можем сказать и о других субъектах образовательного процесса. профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения; синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт. Все вышеуказанные принципы обучения и воспитания являются основой предложенной педагогической технологии. В детском саду созданы условия для полноценного и всестороннего формирования культуры здоровья у детей в виде оборудованного спортивного зала, центра физической культуры в группе и уголка здоровья, наполненного необходимыми для организации и осуществления деятельности. Каждый раздел данного проекта подразумевает интеграцию как можно большего количества образовательных областей и видов деятельности. Так раздел «Хочу всё знать, направленный на формирование у детей представлений о своём организме построен на взаимосвязи познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, двигательной, продуктивной деятельности а также использованием Художественной литературы. В сентябре и2012 и мае 2013 года по данному разделу проводился мониторинг, целью которого было уточнить на сколько детьми усвоен предлагаемый материал, уточнена необходимость использования тех или иных форм и методов, применяемых в работе с малышами. Результаты мониторинга таковы:
Формирование КГН навыков следующий раздел проекта. Он также построен на интеграции образовательных областей и видов деятельности. Также воспитателем в соответствии с разработанным перспективным планом и циклограммой взаимодействия воспитателя с детьми в режимные моменты проводятся познавательные беседы, игровое взаимодействие, чтение художественной литературы, направленные на формирование самостоятельности в самообслуживании, в проведении гигиенических процедур до приёма пищи, во время приёма пищи и после приёма пищи. По этому разделу также проводился мониторинг, который показал следующее:
Приобщение детей к здоровому питанию – 3 раздел нашего проекта. Целью данного раздела является формирование представлений о разнообразии полезной пищи, формирование навыков приёма пищи и ухода за полостью рта, а также развитие навыков пользования столовыми приборами. Диагностика по данному разделу показала, что уровень представлений детей о продуктах питания, приготовляемых из них блюдах, а также о столовых приборах и посуде повысился на 30%, а навыки детей пользования столовыми приборами и культура еды на допустимом уровне у 60% детей, может быть результат и не впечатляющий, но тем не менее нужно учитывать, что это дети младшего возраста.
Физкультурно-оздоровительная работа – наверное один из самых объёмных разделов проекта. Да и как иначе? Он базируется на плане физкультурно-оздоровительной работы, но нужно отдать должное и воспитателю и инструктору по физической культуре за то, что они взаимодействуя между собой, привлекли к данной деятельности музыкального руководителя, которая также с энтузиазмом и интересом включилась в эту работу. Весь день, проживаемый детьми в ДОУ наполнен движением, и то, насколько данный вид деятельности будет интересно организован, какие игры и упражнения будут подобраны специалистами, как они будут между собой взаимосвязываться, настолько и будет реальным и положительным эффект. Система закаливания прорабатывалась совместно с медицинским работником ДОУ. Все рекомендации, данные старшей мед.сестрой, безусловно учитывались при выборе способов закаливания. Проводилось закаливание изначально в присутствии медсестры. Она контролировала дозацию, интенсивность, последовательность проведения процедур, температурный режим в помещении для того ил иного вида закаливания с учётом возраста малышей. Система закаливания включает в себя воздушные ванны, босохождение, соответствующую слойность одежды, полоскание рта и горла, тепловой комфорт в помещении. В летнее время – сон с доступом воздуха, утренний приём на воздухе и проведение утренней гимнастики на спортивной площадке. Непосредственным участником данной работы является коллектив родителей воспитанников. Система работы с родителями включает в себя: u Функционирование клуба «Школа здоровой семьи» u Совместные праздники, развлечения и досуги, прогулки и экскурсии u Дни открытых дверей u Мастер-классы u Родительские собрания u Консультации, памятки, информационные письма, газеты u Фотовыставки, выставки рисунков, стенгазет u Анкетирование по вопросам здоровьесбережения, питания и закаливания Итак результатом инновационной деятельности в 2012-2013 году стало: повышение уровня усвоение материала по разделах инновационного проекта. Уменьшение пропусков детей по причине заболеваемости, сроки болезни уменьшились с 14 дней до 6-7 дней. На 2013-2014 учебный год разработан проект для детей средней группы, предполагающий продолжение работы по инновационному направлению и включению в процесс детей младшего возраста, на сегодняшний день посещающих 1 младшую группу. Предполагаемый результат инновационной деятельности, ожидаемый нами – это 1) повышение уровня воспитания привычек здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения; 2) повышение уровня усвоения знаний в области познаний о функционировании своего организма; 3) повышения уровня сформированности КГН; 4) осознанного отношения к своему здоровью, здоровому питанию; 5) снижение процента часто болеющих детей, уменьшение пропусков по болезни 6) активного участия родителей в совместной деятельности по данному направлению 30 сентября 2013 в 18:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.